Публикации

Особенности рассмотрения споров согласно новому арбитражному регламенту

Палаты арбитров при Союзе юристов

Оксана Котел

партнер адвокатского бюро «Горецкий и партнеры»

член Президиума Международного арбитражного (третейского) суда «Палата арбитров при Союзе юристов»

Общие сведения

С каждым годом в мире растет количество споров, которые рассматриваются в международных арбитражных судах. Белорусские компании также передают на рассмотрение арбитража споры с контрагентами, однако чаще делают выбор в пользу постоянно действующих арбитражных судов, находящихся на территории Беларуси. Стоит отметить, что белорусская правовая система и государственные суды Республики Беларусь довольно лояльны к арбитражу.

Беларусь является участницей Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года[1] и Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 года. Государственные суды ориентированы на признание и приведение в исполнение иностранных арбитражных решений на территории Республики Беларусь.

В 1999 году принят Закон Республики Беларусь о международном арбитражном (третейском) суде («Закон о МАС»), который практически полностью основан на Типовом законе ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже 1985 года. Закон о МАС является основным нормативным правовым актом, который регулирует порядок создания и деятельности международных арбитражных судов (постоянно действующих и арбитражей adhoc), находящихся на территории Республики Беларусь.

В нашей стране существуют два постоянно действующих международных арбитражных суда, деятельность которых регулирует Закон о МАС: Международный арбитражный суд при БелТПП(«МАС при БелТПП»)[2] и Международный арбитражный (третейский) суд «Палата арбитров при Союзе юристов» («Палата арбитров»)[3].

МАС при БелТПП создан в 1994 году Белорусской торгово-промышленной палатой и в настоящее время является довольно авторитетным арбитражным институтом и широко востребованным среди белорусских и иностранных компаний. В спорах, которые рассматривает МАС при БелТПП, как правило, одной из сторон является белорусская компания.

Палата арбитров создана в 2010 годуОбщественным объединением «Белорусский республиканский союз юристов», однако только сейчас начинает нарабатывать свою практику разрешения споров.

В 2020 году Президиум Палаты арбитров утвержден в новом составе, куда вошли партнеры ведущих юридических фирм Беларуси, России, Украины, Казахстана и Швейцарии. В конце 2020 года Президиум Палаты арбитров утвердил новую редакцию арбитражного регламента, которая вступила в силу с 1 января 2021г. («Регламент Палаты арбитров»)[4]. Регламент Палаты арбитров преимущественно основан на Арбитражном регламенте ЮНСИТРАЛ 2010 года в целях обеспечения максимальной эффективности процедуры рассмотрения гражданско-правовых споровс участием белорусских и иностранных компаний в сфере бизнеса.[5]

Все эти изменения, на наш взгляд, позволяют в настоящее время рассматривать Палату арбитров в качестве достойной альтернативы МАС при БелТПП.

Арбитрабельность споров

В силу Закона о МАС на рассмотрение Палаты арбитров могут передаваться только гражданско-правовые споры экономического характера[6]. При этом любые налоговые, таможенные, административные и иные публично-правовые споры являются неарбитрабельными.[7]

В белорусском законодательстве нет ограничений для передачи в арбитраж корпоративных споров, имеющих гражданско-правовой характер (споры между акционерами/участниками между собой или с обществом по условиям учредительства), а также споров по договорам на разработку программных продуктов, лицензионных договоров или договоров уступки исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.

Преимущества рассмотрения споров по Регламенту Палаты арбитров

Основными преимуществами рассмотрения споров по обновленному Регламенту Палаты арбитров являются:

  • внедрение лучших мировых стандартов поэффективному ведению арбитражного разбирательства с учетом особенностей арбитражного института и положений национального законодательства;
  • оперативность рассмотрения дел;
  • умеренный размер регистрационного и арбитражного сбора[8];
  • возможность распределения между сторонами расходов на оплату арбитражного сбора в равных долях;
  • право состава арбитража (по просьбе истца и с учетом обстоятельств конкретного дела) вынести отдельное арбитражное решение (независимо от рассмотрения спора по существу) о взыскании с ответчика в пользу истца уплаченной им за ответчика части арбитражного сбора;
  • проведение организационного совещания со сторонами и определение процессуального графика арбитражного разбирательства;
  • широкие полномочия состава арбитража по эффективному ведению арбитражного разбирательства;
  • наличие рекомендательного списка арбитров, куда входят опытные и известные специалисты в сфере арбитража из различных юрисдикций[9].

Этапы арбитражного разбирательства

В процедуре рассмотрения споров по Регламенту Палаты арбитров можно выделить несколько основных этапов.

  1. Начало арбитражного разбирательства

Для инициирования арбитражного разбирательства истец по почте или нарочным направляет в Палату арбитров исковое заявление. В исковом заявлении истец указывает данные об ответчике; арбитражное соглашение, ставшее основой для обращения в арбитраж; правоотношение, из которого возник спор; краткое описание требований и испрашиваемое средство правовой защиты; а также предложения относительно числа арбитров, языка и места арбитражного разбирательства.

Кроме того, в момент подачи искового заявления истец уплачивает регистрационный сбор в размере, предусмотренном п. 1.1 Приложения 2 к Регламенту.

В течение 5 дней со дня получения искового заявления Председатель Палаты арбитров («Председатель») принимает решение о принятии искового заявления и направляет определение о принятии искового заявления, копию самого заявления и копию Регламента ответчику. Если исковое заявление не соответствует требованиям Регламента, Председатель устанавливает срок, в течение которого истец должен устранить соответствующие недостатки.

Ответчик, в свою очередь, в течение 15 дней со дня получения искового заявления направляет в Палату арбитров ответ на исковое заявление, в котором высказывает свою позицию по вопросам, поднятым истцом в исковом заявлении. Кроме того, в ответе на исковое заявление ответчик имеет право заявить об отсутствии у состава арбитража компетенции по рассмотрению спора, а также предъявить истцу встречные требования.

Обмен процессуальными документами на этапе начала арбитражного разбирательства осуществляется главным образом для урегулирования процессуальных вопросов с целью наиболее оперативного формирования состава арбитража и не предполагает подробного изложения позиций сторон по существу дела, а также не требует от сторон приложения к иску и ответу на иск подтверждающих документов.

В то же время Регламент предоставляет любой из сторон право изложить в исковом заявлении или ответе на него все обстоятельства дела, правовые основания и аргументы, подтверждающие позицию стороны, приложить соответствующие подтверждающие документы и не представлять дополнительно детализированное исковое заявление или возражения на него непосредственно в ходе арбитражного разбирательства.

  1. Формирование состава арбитража

После получения ответа на исковое заявление от ответчика или по истечении 15-дневного срока для такого ответа, если от ответчика не поступил ответ на исковое заявление, Палата арбитров приступает к формированию состава арбитража.

Если стороны не пришли к соглашению о числе арбитров в арбитражном соглашении или в ходе обмена процессуальными документами на этапе начала арбитражного разбирательства, то число арбитров определяет Председатель, принимая во внимание сложность дела, сумму требований и иные обстоятельства.

Если дело должно рассматриваться единоличным арбитром и стороны не пришли к соглашению о кандидатуре арбитра в ходе обмена процессуальными документами, то единоличного арбитра назначает Председатель из числа арбитров, включенных в Рекомендательный список.

Если дело должно рассматриваться коллегией из трех арбитров, каждая сторона назначает по одному арбитру. Назначенные таким образом два арбитра избирают из числа арбитров, включенных в Рекомендательный список, третьего арбитра, который выступает в качестве арбитра-председателя.В случае, если одна из сторон или арбитры в установленный срок не принимают решение о назначении арбитра или арбитра-председателя, то такого арбитра или арбитра-председателя назначает Председатель из числа арбитров, включенных в Рекомендательный список.

Если в качестве истца или ответчика выступают несколько сторон, то, за исключением случаев, когда стороны договорились об ином способе назначения арбитров, несколько сторон совместно, будучи либо истцом, либо ответчиком, назначают одного арбитра.

Регламент Палаты арбитров предусматривает требования к тому, чтобы арбитры были независимы, компетентны и беспристрастны, а также основания и процедуру заявления отвода арбитрам.

Компетенция состава арбитража

Регламент Палаты арбитров согласно императивным нормам белорусского закона об арбитраже закрепляет, что состав арбитража принимает определение по заявлению об отсутствии у него компетенции до вынесения решения по существу спора. При этом если состав арбитража признает себя компетентным, любая сторона в течение 15 дней после получения уведомления об этом может просить Президиум Палаты арбитров принять окончательное постановление по вопросу о компетенции. На время разрешения вопроса о компетенции состава арбитража разбирательство дела приостанавливается.

Таким образом, Регламент Палаты арбитров закрепляет так называемую обязательную бифуркацию арбитражного разбирательства в тех случаях, когда сторона возражает против компетенции состава арбитража.

Обеспечительные меры

Регламент Палаты арбитров предусматривает два варианта принятия обеспечительных мер:

1) Состав арбитража может по просьбе любой стороны вынести определение о принятии какой-либо стороной таких обеспечительных мер в отношении предмета спора, которые он считает необходимыми.

Однако, несмотря на полномочия состава арбитража принять обеспечительные меры, в Беларуси пока не существует механизма признания и принудительного исполнения таких определений, которые не являются окончательными решениями по существу спора. Поэтому исполнение таких определений полностью зависит от усмотрения стороны спора, в отношении которой такие меры приняты.

2) Состав арбитража или сторона с его согласия может обратиться в государственный суд или суд иностранного государства с просьбой об обеспечении иска или доказательств. Государственный суд исполняет такую просьбу в соответствии с порядком, установленным Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь.

 

  • Оплата арбитражного сбора

Одновременно с формированием состава арбитража Палата арбитров исчисляет арбитражный сбор, который подлежит уплате истцом и ответчиком в равных долях. Размер подлежащего уплате арбитражного сбора рассчитывается в соответствии с п. 1.2 Приложения 2 к Регламенту и зависит от суммы рассматриваемого спора.

Если в течение 15 дней c момента получения предложения Палаты арбитров об оплатеарбитражного сбора от ответчика не поступает оплата его доли арбитражного сбора, Палатаарбитров предлагает истцу оплатить арбитражный сбор за ответчика в срок, установленный Председателем.

При этом Палата арбитров передает материалы дела составу арбитража только после оплаты арбитражного сбора в полном объеме.

В случае непоступления арбитражного сбора в полном объеме в установленные сроки, Председатель выносит определение о прекращении арбитражного разбирательства.

  1. Арбитражное разбирательство

С соблюдением Регламента и при условии отсутствия соглашения сторон об ином, состав арбитража ведет арбитражное разбирательство таким образом, какой он считает надлежащим, при условии равного отношения к сторонам и предоставления каждой из них разумной возможности для изложения своей позиции.

Состав арбитража, если посчитает это разумным и целесообразным с учетом обстоятельств конкретного дела, может после своего формирования провести организационное совещание со сторонами и, при необходимости, установить процессуальный график арбитражного разбирательства. В этом графике Состав арбитража может с учетом мнения сторон:

  • ограничить количество раундов обмена письменными заявлениями сторон и объем таких заявлений;
  • установить сроки их подачи;
  • сроки и порядок проведения устных слушаний по делу;
  • определить иные организационные вопросы.

Детализированное исковое заявление

В течение 30 дней с момента получения истцом ответа на исковое заявление или с моментаистечения 15-дневного срока для такого ответа, если от ответчика не поступил ответ наисковое заявление, истец направляет в Палату арбитров свое детализированное исковоезаявление, которое Палата арбитров пересылает ответчику и составуарбитража. Детализированное исковое заявление представляет собой подробное изложении позиции истца по существу спора и должно содержать все обстоятельства, правовые основания и аргументы, подтверждающие позицию истца, а также сопровождаться всеми документами и другими доказательствами, на которые опирается истец.

Возражения на детализированное исковое заявление

В течение 30 дней с момента получения детализированного искового заявления ответчик направляет в Палату арбитров свои возражения на детализированное исковое заявление, которые Палата арбитров пересылает истцу и составу арбитража. Возражения на детализированное исковое заявление должны содержать позицию ответчика относительно информации, изложенной истцом в детализированном исковом заявлении. Возражения также должны сопровождаться всеми документами и другими доказательствами, на которые опирается ответчик.

Состав арбитража может затребовать от сторон дополнительные письменные заявления по существу дела и установить срок для подачи таких заявлений в процессуальном графике или в ходе рассмотрения дела.

Важно учитывать, что при отсутствии соглашения сторон о языке арбитражного разбирательства и до решения этого вопроса составом арбитража все письменные заявления в Палату арбитров стороны подают на русском языке.

Слушания

По инициативе любой из сторон состав арбитража проводит заседания для заслушивания показаний свидетелей и экспертов, а также для устных прений. В отсутствие просьбы о проведении заседаний состав арбитража самостоятельно принимает решение о необходимости проведения таких заседаний и имеет право рассмотреть дело на основании имеющихся документов или иных письменных материалов.

Если стороны не договорились об ином месте арбитражного разбирательства, то такимместом является г. Минск (Республика Беларусь) по месту нахождения Палаты арбитров.

Регламент Палаты арбитров предусматривает возможность с учетом конкретных обстоятельств, препятствующих возможности физического присутствия участников арбитражного разбирательства на устных слушаниях, а также с учетом мнения сторон, проведения устных слушаний по делу, включая опрос свидетелей, в том числе свидетелей-экспертов, экспертов, назначенных составом арбитража, в онлайн-режиме (с использованием видеоконференцсвязи или иных программ, технических средств в режиме реального времени), то есть без присутствия арбитров, сторон (их представителей), свидетелей, экспертов в месте арбитражного разбирательства.

  1. Вынесение арбитражного решения

Состав арбитража рассматривает дело и выносит решение по нему не позднее 6 месяцев с момента получения материалов дела от Палаты арбитров. Продлить этот срок может только Председатель по просьбе единоличного арбитра или арбитра-председателя, если сочтет такую просьбу обоснованной.

Палата арбитров заверяет подписанное арбитрами решение и направляет его экземпляры сторонам разбирательства.

Решение состава арбитража является окончательным и обязательным для сторон с момента его вынесения.

Если в ходе арбитражного разбирательства стороны заключат мировое соглашение, то состав арбитража прекращает арбитражное разбирательство и фиксирует достигнутое мировое соглашение в виде решения на согласованных сторонами условиях.

Такое решение имеет ту же силу и подлежит исполнению так же, как и любое другое решение состава арбитража.

  1. Распределение арбитражных расходов

Состав арбитража решает вопрос о распределении арбитражных расходов при вынесении решения.

Арбитражные расходы включают в себя:

  1. арбитражный сбор (включая регистрационный сбор, являющийся частьюарбитражного сбора);
  2. разумные транспортные и иные расходы, понесенные арбитрами;
  3. разумную оплату услуг экспертов и другой помощи, запрошенной составомарбитража, в том числе услуг переводчиков;
  4. разумные транспортные и иные расходы свидетелей в той мере, в какой эти расходыодобрены составом арбитража;
  5. юридические и иные издержки, понесенные сторонами в связи с арбитражнымразбирательством, в той мере, в какой Состав арбитража признает сумму такихрасходов разумной.

По общему правилу состав арбитража возлагает уплату арбитражных расходов на сторону, проигравшую дело. При этом с учетом обстоятельств конкретного дела состав арбитража имеет право распределить арбитражные расходы и иным образом.

Кроме того, в случае оплаты истцом части арбитражного сбора за ответчика, состав арбитража на основании соответствующей просьбы истца и с учетом конкретных обстоятельств дела вправе вынести отдельное арбитражное решение о взыскании с ответчика части арбитражного сбора, уплаченной за него истцом.

ТИПОВАЯ АРБИТРАЖНАЯ ОГОВОРКА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ПАЛАТОЙ АРБИТРОВ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В ДОГОВОРЫ (КОНТРАКТЫ):

«Все споры, разногласия или требования, которые могут возникнуть из настоящего договора или в связи с ним, передаются на разрешение в арбитраж согласно арбитражному регламенту Международного арбитражного (третейского) суда «Палата арбитров при Союзе юристов».

Возможно включение в арбитражную оговорку дополнительных соглашений о:

  • количестве арбитров (один или три);
  • языке или языках, применяемых в арбитражном разбирательстве;
  • применимом к договору материальном праве;
  • применимом к арбитражному соглашению материальном праве;
  • содержании правил соблюдения конфиденциальности арбитрами, сторонами и их представителями, свидетелями, свидетелями-экспертами, экспертами, назначаемыми составом арбитража.

[1]При ратификации Нью-Йоркской конвенции Беларусь сделала заявление о том, что будет применять положения данной конвенции в отношении арбитражных решений, вынесенных на территории государств, не являющихся участниками конвенции, лишь на условиях взаимности.

[2]https://iac.by/

[3]http://arbchamber.by/

[4]http://arbchamber.by/документы/регламент

[5]Порядок назначения органов Палаты арбитров и принятия ими решений, а также их компетенция в процессе арбитражного разбирательства подробно описаны в Приложении 1 к Регламенту Палаты арбитров.

[6] В арбитраж по соглашению сторон могут передаваться гражданско-правовые споры между любыми юридическими и физическими лицами, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если местонахождение или местожительство хотя бы одной из сторон находится за границей Республики Беларусь, а также иные споры экономического характера, если это не запрещено законодательством Республики Беларусь.

[7]Важно отметить, что споры по искам к должнику в процедуре экономической несостоятельности (банкротства) также не могут передаваться в арбитраж в силу того, что все требования к должнику нужно предъявлять управляющему в деле о банкротстве, а в случае не включения этих требований управляющим в реестр требований кредиторов, окончательное решение по этому вопросу принимает государственный суд. Что касается исков юридических лиц, в отношении которых возбуждено дело о банкротстве, к своим контрагентам по договорам, содержащим арбитражную оговорку, то на практике государственные суды отказывают в передаче таких исков в арбитраж. Суды при этом ссылаются на утрату возможности обращения в арбитражный суд (если у предприятия-банкрота нет средств для уплаты арбитражного сбора) или на общие нормы об отнесении любых дел о банкротстве к специальной подведомственности государственных судов.

[8] Ставки регистрационного и арбитражного сбора содержатся в Приложении 2 к Регламенту Палаты арбитров.

[9]http://arbchamber.by/о-суде/список-арбитров